Ситуация, описанная в вопросе, затрагивает несколько аспектов: права и обязанности учащихся, роль директора в урегулировании конфликтов, а также применение свободы слова в образовательной среде.
Во-первых, действия Олега Смирнова, использование газового баллончика против другого учащегося, явно неприемлемы и могут квалифицироваться как хулиганство или даже причинение вреда здоровью. В зависимости от обстоятельств и последствий для здоровья пострадавшего, это может повлечь за собой как дисциплинарные, так и уголовные последствия для Олега.
Во-вторых, директор школы, созывая собрание с целью осуждения поведения ученика, действует из правомерных побуждений, стремясь восстановить справедливость и порядок в школе, а также выработать нормы поведения. Однако методы, которые он выбирает, могут быть подвергнуты критике. Принуждение учащихся к публичным высказываниям может восприниматься как нарушение их права на личное мнение и свободу выражения. Свобода слова включает не только право высказывать свои мысли, но и право не высказываться, если человек не желает этого делать.
Третий аспект касается психологической атмосферы в классе. Если ученики боятся высказываться из-за опасений стать объектом гнева или мести со стороны "вожака", это указывает на серьезные проблемы в динамике класса и возможно даже на наличие буллинга. В такой ситуации директору следует работать не только на уровне разрешения конкретного инцидента, но и на уровне создания безопасной и поддерживающей образовательной среды для всех учащихся.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сказать, что директор прав в желании разобраться в ситуации и предотвратить подобные инциденты в будущем, однако методы, которые он использует, могут быть не совсем корректными или эффективными с точки зрения защиты прав и психологического комфорта учеников. Важно найти баланс между дисциплинарными мерами и поддержанием открытого, честного диалога с учащимися.