Президент Российской Федерации не вправе вносить изменения в Конституцию РФ своим указом. Изменение Конституции РФ регулируется специальной процедурой, установленной самим Основным законом, и президент не обладает полномочиями единолично изменять его положения.
Вопрос изменения Конституции РФ регулируется следующими положениями:
Статья 65 Конституции РФ: Эта статья содержит перечень субъектов Российской Федерации и их наименования. Любое изменение в этом перечне требует внесения поправок в Конституцию.
Процедура внесения изменений:
- Глава 9, статья 134 Конституции РФ: Право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также группам численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
- Статья 136 Конституции РФ: Поправки к главам 3-8 Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. То есть, поправки должны быть одобрены двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и тремя четвертями голосов от общего числа членов Совета Федерации. После этого они подлежат одобрению законодательными органами не менее чем двух третей субъектов РФ.
Федеральные конституционные законы (ФКЗ): Изменения в конституционный статус субъектов РФ (например, изменение их наименований или состава) требуют принятия федеральных конституционных законов. Для этого необходимо соблюдение определенной процедуры, включающей согласование с субъектами РФ и принятие закона Федеральным Собранием РФ.
Таким образом, Президент РФ может инициировать процесс изменения Конституции, но не обладает полномочиями принимать такие изменения единолично. Для этого необходимо соблюдение установленной процедуры, включающей одобрение изменений Федеральным Собранием и субъектами Российской Федерации.
В случае, если Президент издаст указ, изменяющий Конституцию, такой указ будет противоречить Конституции и может быть признан недействительным. Только соблюдение законной процедуры внесения поправок гарантирует легитимность изменений в Основном законе страны.