Принятие Основных государственных законов в Российской империи в 1906 году было значительным шагом в направлении ограничения абсолютной монархии и введения элементов конституционной монархии. Однако, важно рассмотреть несколько аспектов, чтобы ответить на вопрос, можно ли считать, что в результате этих изменений утвердилась конституционная монархия в полном смысле этого термина.
1. Исторический контекст:
После революции 1905 года, под давлением народных волнений и забастовок, Николай II издал Манифест 17 октября 1905 года, который обещал введение гражданских свобод и созыв Государственной Думы. Это был первый шаг к ограничению самодержавия. В 1906 году были приняты Основные государственные законы, которые формализовали изменения, включая создание Думы как законодательного органа.
2. Основные положения Основных государственных законов 1906 года:
- Государственная Дума и Государственный Совет стали двухпалатным законодательным органом.
- Император сохранял значительные полномочия, включая право роспуска Думы, право вето на законы, изданные Думой, и право издавать указы в перерывах между сессиями Думы.
- Было установлено, что законодательные акты требуют одобрения обеих палат и утверждения императора.
3. Ограничения и недостатки:
- Несмотря на созданные законодательные институты, император сохранял значительное влияние и контроль над исполнительной властью.
- Министры продолжали назначаться и отчитываться перед императором, а не перед Думой.
- Император мог распустить Думу и назначить новые выборы, что он и делал несколько раз (например, роспуск Думы в 1906 и 1907 годах).
- Основные государственные законы не предусматривали реального разделения властей, так как император сохранял контроль над судебной системой и армией.
4. Сравнение с классической конституционной монархией:
- В классической конституционной монархии монарх действует в рамках конституции и не вмешивается в повседневное управление государством. Исполнительная власть принадлежит правительству, которое ответственно перед парламентом.
- В Российской империи 1906 года, хотя и были сделаны шаги к ограничению власти монарха, реальное разделение властей и подотчетность исполнительной власти парламенту не были достигнуты.
Заключение:
Таким образом, можно сказать, что принятие Основных государственных законов 1906 года было важным шагом в направлении конституционной монархии, но не привело к её полной реализации. Император сохранял значительное количество полномочий, что не соответствовало принципам классической конституционной монархии, где монарх имеет в основном церемониальные функции. Поэтому Российскую империю после 1906 года можно охарактеризовать как ограниченную монархию с элементами конституционализма, но не как полноценную конституционную монархию.