Отказ Правительства выступить с отчетом перед Государственной Думой с отсылкой на Конституцию может быть оценен с точки зрения различных статей Конституции Российской Федерации, а также норм федерального законодательства, регулирующих взаимодействие между органами государственной власти.
В соответствии с Конституцией РФ, Правительство отчитывается перед Государственной Думой. Статья 103 Конституции РФ указывает, что одной из функций Государственной Думы является решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации. Помимо этого, статья 114 Конституции предписывает, что Правительство РФ представляет Государственной Думе ежегодный отчет о результатах своей деятельности, включая вопросы, поставленные Государственной Думой.
В данной ситуации ключевым аспектом является понимание, является ли требование Думы об отчете законным и соответствующим установленной процедуре. Если требование о выступлении с отчетом оформлено в рамках законодательно установленной процедуры и находится в рамках ежегодного отчета или запроса информации о конкретных аспектах деятельности Правительства, которые входят в компетенцию Государственной Думы, отказ Правительства может быть признан неправомерным.
Отказ Правительства сослаться на Конституцию может быть обоснован только в случае, если запрос Государственной Думы выходит за рамки конституционных полномочий Думы или если процедура запроса не соответствует законодательству. Также возможно, что Правительство может рассматривать запрос как непропорциональный или несвоевременный, что также могло бы служить основанием для отказа, если это будет юридически обосновано.
В любом случае, для более точной оценки правомерности действий Правительства необходимо знать точные формулировки запроса Государственной Думы, а также обоснование Правительства относительно того, как именно Конституция или другие нормативные акты препятствуют выполнению этого требования.